10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств

Памятка родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ:

  • психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
  • злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье:
  • насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
  • недостаток внимания и заботы о детях в семье;
  • частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;
  • развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
  • частые переезды со сменой места жительства;
  • чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
  • излишняя авторитарность родителей;
  • отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка;
  • отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи;
  • -воспитание приемными родителями.

МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:

  1. Личностно-семейные конфликты (несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность).
  2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
  3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, уродства).
  4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
  5. Конфликты в профессиональной или учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в школе, падение престижа, несправедливые требования).
  6. Материально-бытовые трудности.

ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:

СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):

  1. Прямо или явно говорить о смерти: я собираюсь умереть; я не могу так жить.
  2. Косвенно намекать о своем намерении: я больше не буду проблемой; ничто больше не имеет значения; тебе больше не придется волноваться.
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: в еде (слишком много или мало есть); во сне (слишком мало или много спать); во внешнем виде (стать очень неряшливым); в учебных привычках (пропускать занятия, не выполнять домашние задания, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии, замкнуться от друзей и семьи; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
  3. проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.

СИТУАТИВНЫЕ:

  1. Быть социально изолированным.
  2. Жить в нестабильном окружении.
  3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального.
  4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
  5. Предпринимать раньше попытки самоубийства.
  6. Перенести серьезную потерю (смерть, развод).
  7. Быть очень критически настроенным по отношению к себе.

ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО:

  • осуществить квалифицированную консультацию у психолога или психотерапевта;
  • временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;
  • прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах;
  • восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок;
  • говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием;
  • избегать упреков в адрес подростка;
  • если произошел парасуицид – и подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (у психотерапевта или в специальном учреждении).

Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи.

09.09.2022
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться